Государство и право в период Древней Руси

В юридических вузах при прохождении курсов по истории государства и права России проводятся занятия семинарского типа, на которых изучаются памятники права. Конкретное ознакомление с этими памятниками весьма много дает обучающимся в деле усвоения истории правовых институтов в ту или иную эпоху. Поэтому в 1952 г. появился Первый выпуск Памятников права, который посвящен памятникам права Древнерусского государства (X—XII вв.); второй выпуск — памятникам русского права в период феодальной раздробленности (XIII—XV вв.), третей выпуск — памятникам права
Русского централизованного государства (XV—XVI вв.), четвертый и пятый — памятникам права в период развития сословно-представительной монархии, шестой — Соборному уложению 1649 года, седьмой — Новоуказным статьям, восьмой — памятникам законодательства Петра I, девятый— памятникам законодательства Екатерины II. Зада, советской хрестоматии по истории русского пра-
ва является издание таких памятников, в которых наблюдалось бы развитие правовых институтов, вызванных общественно-экономическим развитием русского государства. Одним из первых русских памятников права была Русская Правда, которая включает в себя три редакции Краткая, Сокращенная и Пространная. Следующими памятниками русского права в период Древнерусского государства являлись княжеские церковные уставы. Эти памятники не только определяли положение церкви, права и привилегии ее служителей, но и устанавливали пространство действия церковного суда в отношении дел, специально подсудных церкви, и в отношении лиц, которые подлежали по всем своим делам церковному

Нормативные правовые акты Древнерусского государства:

911 ГОД ДОГОВОР РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ. Текст: В лето 6420. Пасла Олег) мужи сваи) построити мира и положити ряд межю) Грекы и Русью), и посла [глаголя]) : •*• Равно другаго свещания, бывшаго при тех же цесарих) Лва) и Александра). Ст. 1.) Мы от рода Рускаго: Карлы, Иньгелд), Фарлоф, Верьмуд), Рулав), Гуды), Руалд, Карн, Фрелав), Рюар), Актеву, Труан, Лидулфост, Стемид, иже послани от Олга, великого князя Рускаго, и от всех, иже суть под рукою его, светлых) боляр ) к вам, Лвови и ) Александру) и Костянтину, великим о базе самодержьцем, цесарем Греческым, на удержание) и на извещение от
многих лет межи) Хрестианы и Русью бывыиюю любовь, похотеньем наших) князь и по повелению) от) всех, иже суть) под рукою его ущих Руси. Наша светлость, более инех хотящих) еже) о бозе удержати [и]) известити таку) любовь, бывшую межи) Хрестьяны и Русью, ногажды право судихом, но) точию просто словесен), и2 4 ) писанием и клятвою твердою, кленшеся оружьем) своим, такую любовь известити и утвердити) по вере и по закону нашему…Продолжение после подписки, спасибо….

  • 944 ГОД ДОГОВОР РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ. Текст: В лето 6453. Приела Роман и Костянтин и Стефан) слы) к Игореви построити мира первого) ; Игорь же глагола) с ними о мире, посла Игорь) муже) к Роману, Роман же созва) боляры) и сановники. [И]) приведоша Руския слы п ), и велеша) глаголати [и]) писати) обоих речи на харатью). Равно другаго) свещанья, бьгвшаго при цесари) Романе) и Костянтине и Стефане, христолюбивых владык [ах]). 4РЦ Мы от рода Рускаго съли]) и гостье: Ивор, сол Игорев, великаго князя Рускаго, и объчии) ели) : Вуефаст Святославль, сын Игорев); Иску сев) Ольги княгини; Слуды Игорев нетия Игорева); Улеб Володиславль; Каницар) Передъславин); Вихъберн) Сфандр), жены Улебле) ; Прастен) Тур дов); Либиар Фо стовь); Грим Сфирков) ; Прастен Акун) , нетия Игорева); Кары) Студеков) ; Каршев Тудоров); Егри Ерлисков); [Воист]) Войков); Истр) Аминьдов); Прастен Бернов; Ятвяг) Гунарев; Шибрид) Алдань), Кол Клеков; Стегги Етонов; Сфирка… Алвад) Гудов; Фруди) Тулбов); Мутур) Утин); Купець: Адунь), Адулб), Иггивлад), Улеб), Фрутан, Гомол, Куци, Емиг, Турьбрид), Фуръстен, Бруны), Роалд) Гунастр, Фрастен, Иггелд), Туръберн) [и другии Турберн, Улеб. Турбен]) , Моны, Руалд, Овень, Стир, Алдан), Тилии), Раубкарь), [Свень]) , Вузлев), [и] Синько) Боричь), послании от Игоря, великого) князя Рускаго, и от всякоя княжья) и от всех людии Руския земля. И) от тех заповедано обновити ветъхии мир, [от]) ненавидящаго добра и враждолюбьца дьявола, разореныи) от мног лет, и) утвердите любовь межю Греки и Русью.
  • 971 ГОД ДОГОВОР РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ. Текст: И посла слы) ко цесареви в Дерестер, бе бо ту цесарь, рька сице: «Хочю имети мир с тобо[ю] тверд и любовь». Се же слышав, рад бысть и посла к нему дары больша) первых. Святослав же прия дары, и поча думати с дружиною своею, рька сице: «Аще не створим мира со цесарем, а у весть цесарь, яко мало нас есть, пришедше оступять ны в граде. А Руска земля далеча, а печенези с нами ратьни, а кто ны поможеть? Но створим мир со цесарем, се бо ны ся по дань ял, и то буди доволно нам. Аще ли почнеть не управляти дани, да изнова из Руси совкупивше вой множеиша, пойдем Царю-городу». И люба бысть речь си дружине. И послаша лепшие мужи ко цесареви. И придоша в Дерестер, и поведаша цесареви. Цесарь же наутрия призва я, и рече цесарь: «Да глаголють ели Руетии». Они же реша: «Тако глаголеть князь нашь: хочю имети любовь со цесарем Гречьским свершеную прочая вся лета». Цесарь же рад быв, повеле писцю писати вся речи Святославле на харатью. [И] нача глаголати ели вся речи, и нача писець писати. Глаголя сице: Хотите продолжения подпишитесь, спасибо….
  • 907 ГОД ДОГОВОР РУСИ С ВИЗАНТИЕЙ. Текст: Олег же, мало отступи [в] от града, нача мир творити со цесарьма Грецкима со Леоном и Александром, посла к нима в град Карла, Фарлофа, Вельмуда, Рулава и бтемида, глаголя [им]». «Имите ми ся по вань». И реша Греци: «Чем хощешь, дамы ти». И заповеда Олег
    дати воем на 2000 корабль по 12 гривен на ключ, и потом даяти уклады на Руськыа грады: первое на Киев, та ж на Чернигов [и] на Переаславль [и] на Полтеск [и] на Ростов [и] на Любеч и на прочаа городы, по тем бо городом седяху князья, под Олгом суще.
    Да приходячи Русь слебное емлють, елико хотячи, а иже приходячи гости да емлють месячное на 6 месяць хлеб [и] вино и мясо и рыбы и овощь. И да творять им мовь, елико хотять. Поидучи же Русь домови за ся, да емлють у цесаря вашего [на путь] брашно и якори и ужа и пре и елико надобе.
  • ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ: — Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), тт. I, II, IV, V и др. — А.А. Шахматов, Повесть Временных Лет, т. I, Пг., 1916. — К тысячелетию договора Олега 911 г., чч., I—II, М., 1912. — М. Ф. Владимирский-Буданов, Хрестоматия по истории русского права, в. 1 (ряд изданий). — Памятники истории Киевского государства IX—XII вв., подготовил к изданию Кочин Г.Е., 1936. — Повесть Временных Лет, чч. I—II, М.—Л., 1950.
    ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: Б.Д.Греков, Киевская Русь, Учпедгиз, 1949. — А. Димитриу, К вопросу о договорах русских с греками, Византийский Временник, т. II, в. IV, СПБ, 1895. — В.И.Истрин, Договоры Руси с греками в X в. Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук СССР, 1924, т. XXIX, Л., 1925. — Н. Лавровский, О византийском элементе в языке договоров русских с греками, СПБ, 1853. — А.Н.Лонгинов, Мирные договоры русских с греками, Одесса, 1904. — В.В.Мавродин, Образование Древнерусского государства, Л., 1945. — Д.М.Мейчик, Русско-византийские договоры, Журнал министерства народного просвещения, 1915 (июнь, октябрь, ноябрь), 1916 (март, ноябрь), 1917 (май). — А.С.Мулюкин, К вопросу о договорах русских с греками, Журнал министерства юстиции, 1906, № 7. — А.Н.Насонов, Тьмутаракань в истории Восточной Европы X в. Исторические записки, книга 6. — Н.П.Некрасов, Заметка о двух статьях в договоре Игоря с греками. Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук СССР, 1902, т. VII, книга 3. — С.П. Обнорский, Язык договоров русских с греками. Язык и мышление, тт. VI—VII. — М.Д.Приселков , Киевское государство второй половины X в. по византийским источникам. Ученые записки ЛГУ, Серия исторических наук, в. 8, Л., 1941. — В.И.Сергеевич, Лекции и исследования по истории русского права, изд. IV, СПБ, 1903. — В.В.Сокольский, О договорах с греками. Университетские записки, Киев, 1870, № 4. — М. Шангин, Комментарий к двум статьям договора Игоря с греками 945 г., «Историк-марксист» 1941 г. № 5. — А.А.Шахматов, Несколько замечаний о договорах с греками Олега и Игоря. Записки Неофилологического общества Санкт-Петербургского университета, вып. VIII, П., 1915. — С.В.Юшков, Общественно-политический строй и право Киевского государства, М., Юриздат, 1949.

РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ (по Академическому списку) Текст ПРАВДА РОСЬКАЯ Убьеть мужь мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривен за голову; аще будеть русин, любо гридин, любо купчина, любо ябетник, любо мечник, аще изъгои будеть, либо Словении, то 40 гривен положити за нь.

РУССКАЯ ПРАВДА ПРОСТРАННОЙ РЕДАКЦИИ (по Троицкому I списку) Текст СУД ЯРОСЛАВЛЬ ВОЛОДИМЕРИЧЬ ПРАВДА РУССЬКАЯ Аже убиеть мужь мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, любо братучадо, ли братню сынови; оже ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривен, аче (будеть княжь мужь или тиуна княжа; аче ли будеть русин, или гридь, любо купець, любо тивун бояреск, любо мечник, любо изгои, ли словелин, то 40 гривен положити за нь.

РУССКАЯ ПРАВДА СОКРАЩЕННОЙ РЕДАКЦИИ (по Толстовскому IV списку) Текст: СУД ЯРОСЛАВЛЬ ВОЛОДИМЕРИЧА УКАЗ ПРАВДА РУСКАЯ Аще убьет муж мужа, то мстити брату брата, любо отцу, любо сыну; оже ли не будет кто его мстя, то положити за голову 80 гривен, любо разсудити по муже смотря.

Устав Владимира Святославовича. ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ (по списку Исторического музея XV в.) Во имя отца и сына и святаго духа.Се аз князь великий Василии, нарицаемыи Владимер, сын Святославль, внук Игорев и блаженыя Олгы, восприях святое крещенье от гречьскиих царей Костянтина и Василья и Фотия патриархап и взях перваго митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, иже крести всю землю Рускую.

ВТОРАЯ РЕДАКЦИЯ (По Толстовскому списку) А СЕ СУДЫ ЦЕРКОВНЫЯ ВЛАДИМЕРА КНЯЗЯ, КРЕСТИВШАГО РУСКУЮ ЗЕМЛЮ Се аз, князь Володимер, поставих церковь святыа Богородица в Киеве и дах церкви той десятину по всей Руской земли во всех городех.

ТРЕТЬЯ РЕДАКЦИЯ (по Синодальному списку) УСТАВ СВЯТАГО КНЯЗЯ ВОЛОДИМИРА, КРЬСТИВШАГО РУСЬКУЮ ЗЕМЛЮ, О ЦЕРКОВНЫХ СУДЕХ. Во имя отца и сына и святаго духа. Се аз, князь Василии нарицаемы Володимир сын Святославль, внук Игорев [и] блаженыя
княгини Олгы, въсприял есмь святое крещение от грецьскаго цесаря и от Фотия патриарха Цесарегородьского, взях пьрваго митрополита Леона Киеву, иже крьсти всю землю Русьскую святымь крешеньемь.


Историко-правовой обзор: А. Устав князя Владимира первой редакции:
Ст. 2. В статье явный анахронизм: патриарх Фотий (IX век) в своих посланиях говорил о крещении руссов около 866—867 гг. Митрополит Михаил древнейшим источникам также неизвестен. При крещении Владимир Святославович получил церковное имя Василий. Это получило отражение в тексте статьи. Статья 3 обеспечивает получение русской церковью материальных доходов. Установление налога в пользу церкви характерно для государств периода формирования феодальных отношений. Церковь святыя Богородица — Десятинная церковь — кафедральный собор русских митрополитов; по летописи она основана в 991 г., а «десятину» князь Владимир дал ей в 996 г. При этом в Повести Временных Лет говорится, что Владимир «рек сице»: «се даю цьркъви сей святей Богородици от имения моего и от град моих десятую часть». И положи, написав, клятву в цьркъви сей, рек: «Аже къто сего посудить, да будеть проклят. И въдасть десятину Анастасу Кърсунянину» (А. А. Шахматов, Повесть Временных Лет, стр. 158). В ст. 3 несомненное противоречие, указывающее на позднейшее происхождение устава: десятина «по всей земли» не могла быть отдана
одной Десятинной церкви (и митрополиту), часть ее должны были получить другие епархии. К тому же далее говорится о целом ряде епископов, которых в X в. не могло быть. Десятый грошъ — в других списках — векшу. Векша, как денежная единица, сменившая веверицу, упоминается уже в Пространной Правде. Грош — литовско-польская денежная единица, ходившая уже в XIV в. Только в 1410 г. в Новгороде «начата. . . торговати промежи себе лопьци и гроши литовьскыми». В уставе Ярослава по Переяславль-Залесскому списку 50 грошей приравниваются к гривне. Из торгу десятую неделю — т.е. право собирать подати с торговых операций одну неделю из десяти (или десятину от таможенных сборов со всех торгов). По летописи в 1158 г. Андрей Боголюбский дал Владимирской церкви «торг десятой». Ст. 4. Характерной чертой устава является освобождение духовенства и патронируемых церковью людей из-под юрисдикции государственной власти. Статья 4 провозглашает этот принцип.
Манаканун — Номоканон, сборник церковных узаконений, возникший первоначально в Византии. На Руси получил название Кормчих книг. Ст. 5. Статья 5 устанавливает незыблемость судебного иммунитета духовенства, провозглашенного в ст. 4. Свободам -слободам. По П П. Смирнову, слобода в эпоху феодальной раздробленности — поселок (или группа поселков) на владельческой территории, на которую на селение привлекалось обещанием «свободы» от холопства, частичного освобождения от старых долговых обязательств и т.д. Ст. 6. Статья 6 устанавливает церковную санкцию за нарушение великокняжеской властью своих обязательств. Збором — т.е. вместе с церковным собором. Статья 7 содержит объем судебной юрисдикции церковных властей. Как видно из перечня нарушений, который церковь стремилась расширить, к ее ведению относились преступления, нарушавшие феодальную мораль и посягавшие на семейные устои феодального общества. Роспусты — дела о разводе.
Смилное — Н. Суворов полагал, что это означает дела о нарушении супружеской верности мужем. Е.Е. Голубинский связывал смилное с тяжбами о приданом («мило», «смило» — приданое). С.В. Юшков понимает под смилным всякую незаконную связь мужчины с женщиной. Заставанье — речь идет о «заставании» — поимке мужем жены при нарушении супружеской верности. У мыканье — форма совершения брака путем похищения девушки или чужой жены. Пошибанье — А. С. Павлов толкует пошибанье как изнасилование женщины («сиречь аче кто девку растлит», — говорится в одной из позднейших редакций Устава). Это толкование наиболее вероятно: ср. также ст. 7 договора 1189-1199 Новгорода с немцами и ст. 23 соглашения середины XIII в. Смоленска с Ригою. Н. Суворов толкует пошибанье как избиение женщины, результатом которого были преждевременные роды (ср. Закон Судный, где говорится о случае, когда кто-нибудь «уразить жену непразну»). Е.Е. Голубинский, относя слово к нижеследующему, считал, что речь идет о драке между мужем и женой об имуществе. Промежи мужем и женою о животе — спор об имуществе между женой и мужем: (А. С. Павлов предлагал чтение «пря межи»). Возможность таких споров в Русской Правде не отмечается, но Пространная Правда знает особое имущество матери (см. ст. ст. 93, 103 и др. Пр. Пр.). Перед нами лишнее свидетельство того, что в Древней Руси была известна раздельная собственность супругов. В племени или в сватовъстве поимутъся — дела о заключении брака между близкими родственниками или свойственниками. Ведовъство — колдовство. Урекание — оскорбление позорным наименованием. Узлы — узол, «чародейная» навязь, носившаяся для предохранения от болезней, наговоров и других «напастей». Зубояденье — кусание во время ссоры, драки. Этот случай отмечается также в ст. 28 Устава князя Ярослава. Тяжютъся о задници — суд по делам о наследстве братьев. Находился по ст. 108 Пространной Правды в компетенции княжеской власти. В Уставе князя Владимира наблюдается стремление церкви распространить свою юрисдикцию и на эти дела. Статья 8 определяет те категории населения феодального государства, которые находились под патронатом церкви. C целью возможности эксплуатации этих людей церковь стремилась расширить круг людей, на которых распространялась церковная юрисдикция. Стороник — странник. Задушьныи человек — освобожденный по духовному завещанию. Прикладник — человек, находящийся под патронатом церкви, изгой (ср. «Устав» князя Всеволода, где он заменяется изгоем), — мог быть из числа холопов, переданных светскими феодалами. Ср. также новгородских закладников. Причетници церковнии — члены церковного причта.

Устав князя Ярослава Владимировича — один из наименее изученных памятников, характеризующих юрисдикцию русской церкви в феодальную эпоху. Устав Ярослава является отражением попыток церкви добиться эффективных результатов в борьбе с пережитками язычества, прежде всего в семейно-брачных отношениях. Церковь хотела сосредоточить в своих руках всю полноту репрессивных мероприятий по борьбе с нарушениями нравственности, используя в этих целях поддержку светской власти. По-этому ряд преступлений, караемых, например, в Византии, только чисто церковными наказаниями (покаяние и пр.), в Русском государстве подлежит светским уголовным наказаниям (денежные пени и т. п.). Характерным для феодального общества является отражение в Уставе Ярослава феодального права-привилегии (диференциация наказания
в зависимости от сословного положения потерпевшего).

ВОСТОЧНО-РУССКАЯ РЕДАКЦИЯ КРАТКАЯ ГРУППА. Се яз, князь велики Ярослав, сын Володимерь, по данью отца своего сгадал есмь с митрополитом с Ларионом, сложил есмь гречьскыи номоканон, аже не подобаеть сих тяжь судити князю и бояром. Дал есмь митрополитом и епископом те суды, что писаны в правилех, в но моканоне, по всем городом и по всей области, где крестьянство есть. Историко-правовой обзор: а) Краткая группа Восточно-русской редакции Устава князя Ярослава. Введение. Введение провозглашает независимость церковного суда от светского при разрешении дел о нарушениях нравственности и некоторые другие. Оно также позволяет утверждать, что судебные функции по нецерковным делам осуществляли князь и бояре. Илларион был поставлен киевским митрополитом в 1051 г. б) Пространная группа Устава князя Ярослава. Полный извод. Введение. Роспусты — дела о разводе; Десятую неделю мыта — право собирать проездные пошлины одну неделю из десяти. Ср. «из торгу десятую неделю» ст. 3 Устава князя Владимира I редакции.
Ни тамгы и осмъничее дал есмъ — тамга и осмьнич — торговые пошлины, взимавшиеся с торговых операций (осмьничее взимались с торговли зерном, измерявшимся осминами). Обе пошлины на Руси получили распространение лишь со второй половины XIII в. Их присутствие в уставе князя Ярослава объясняется только позднейшей редакцией этого памятника.

ЗАПАДНО-РУССКАЯ РЕДАКЦИЯ СВИТОК ЯРОСЛАВЛЬ. Се аз князь Ярослав, нареченный во святом крещении Георгий Владимирович, с советом преосвященнаго митрополита Киевского Илариона и всех боголюбивых епископов Русийских княжения нашего, судих написати сия номоканоны и свиток, соблюдения ради опасно правил святых апостол и святых богоносных отец, да не попираемы будут
от неискусных. в) Западно-русская редакция Устава князя Ярослава. Список Устава приложен к грамоте великого князя
Литовского Александра Казимировича 1499 г., «Свиток Ерославль» упомянут в грамоте князя Юрия Семеновича 1443 г. Редакция составлена по материалам восточно-русской редакции. Из этой последней взяты лишь два мотива и запрещение двоеженства (ст. ст. 4, 5, 8) и блуда (ст. ст. 6, 7). При этом здесь делается различие в штрафах, платившихся «сановитыми» и «простыми людьми» (ср. «бояре великие» и
«простая чадь» в уставе восточно-русской редакции). Западно-русская редакция острие своих постановлений направила против литовских властей, стремившихся зачастую ликвидировать церковные привилегии (ср. особенно вступление, ст. 1, 2, 3, 9). В уставе запрещается вступление князьям, боярам и судьям в церковную юрисдикцию (ст. ст. 3, 9), во внутренние церковные дела (ст. ст. 1—2); устанавливаются широкие права киевского митрополита (ст. 1).

Обновлено: 04.07.2019 — 07:43

Автор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *